|
Модельная “иностранка”
Константин Пономарев
г. Новосибирск
Журнал “Иностранная литература” (в простонародье “иностранка”) в читающие
70-е и 80-е найти было достаточно сложно. Доставался он с боем и только
по подписке, и до сих пор во многих интеллигентских квартирах новосибирского
Академгородка хранятся переплетенные номера этого журнала. СМ на такую
славу пока не претендует, но не взглянуть пристально на то, что печатают
за границей – мы просто не можем. То, что эти книги вряд ли будут широко
доступны в продаже в России и на просторах бывшего СССР, - это к гадалке
не ходи. Но тот, кто ищет – тот всегда найдет, плюс, какие-то из этих
томов можно обнаружить в электронном виде во всемирной паутине.
Майкл Грин, Джеймс Браун “М4 Шерман”
Michael Green, James D Brown “M4 Sherman at War”. Zenith press/MBI publishing.
ISBN 978-0-7603-2784-5
Разноцветный “зелено-коричневый” дуэт авторов пытается внести свой вклад
в обширную и без того “шерманографию” на английском языке. Напрашивается
сравнение с нашим Т-34, но здесь первенство, пожалуй, за нами. Они публикуют
новые фото, мы – новые чертежи, а исследования тсановятся все более специализированными,
углубленными, по-научному ценными: у нас речь идет уже не о модификациях,
а об особенностях производства на разных заводах. Но вернемся к американской
книге об американском же Шермане о 130 страницах. Хотя это и не “валкароунд”
в обычном понимании этого слова, в книге есть много снимков отдельных
деталей. Дополненные снимками времен войны, они хорошо подойдут моделистам.
Упор сделан на американские модификации танка – британцы упомянуты, но
совсем не рассмотрены. А между тем именно англичане первыми повели в
бой эти танки во время 2МВ.
Бретт Грин, Том Таллис “Сумерки богов: разбитые и оставленные самолеты
Люфтваффе”
Brett Green, Tom Tullis “Goetterdaemmerung: Luftwaffe wrecks and relics”.
Classic publications. ISBN 1-903223-68-7
Разбитая техника всегда вызывает интерес у моделистов. И поэтому новая
книга еще от одного автора с “зеленой фамилией” - Бретта Грина, владельца
и редактора Hyperscale и Missing Links – рассчитана на устойчивый спрос
“самолетчиков”. 100 страниц в мягкой обложке содержат детальные фото
уничтоженных “фоккеров”, “месеров”, “юнкерсов” и так далее. Удивительно,
но разбитые они порой даже привлекательнее, чем свежие, только что сошедшие
с конвейера. Особенно приятно результаты падения Люфтваффе (в прямом
и переносном смысле) моделировать нам – наследникам Победы. Цветные фото
времен войны еще больше раззадорят диорамное мышление, а разбитый фюзеляж
Ме110 на прицепе – это ли не хорошая идея в преддверии появления модели
от Eduard и на фоне обилия разнообразной техники в масштабе 1:48? Довершает
россыпь кадров на вес золота множество снимков интерьеров и содержимого
разнообразных открытых лючков. В конце книги рисунки Тома Таллиса и модели
Бретта Грина.
Жорж Бернаж, Филипп Уиртон “Опреация “Гудвуд”, Нормандия, 1944”
Georges Bernage, Philippe Whirton “Goodwood, Normandie, 1994”. Hemidal.
ISBN 2-84048-189-8
Дебаты вокруг операции “Гудвуд” продолжаются до сих пор. Не ясно, была
ли это попытка британцев прорваться из Нормандии и взять Кан (город на
севере Франции) или же это была вспомогательная операция, чтобы помочь
американской “Кобре”. Так или иначе, это было одно из крупнейших столкновений
на Западном фронте, а значит, моделисты мимо него не пройдут. Используя
современные источники и фото времен войны, французские авторы снова решают
покопаться в истории и посмотреть на нее с немецкой и британской сторон.
Кстати, книга на французском, и в этом свете ее главное для нас достоинство
– подборка фотографий, и не более того.
Роберт Михулец, Мирослав Центаржевский “Т-34 Мифическое оружие”
Robert
Michulec, Miroslav Zientarzevski “T-34 mythical weapon”. Airconnection & Armageddon.
ISBN 0-9781091-0-4
В капиталистическом соревновании “кто побольнее уколет Россию” среди
восточноевропейских государств полякам нет равных. Теперь наши бывшие
сограждане по Российской империи добрались и до наших танков. Книга “Т-34
Мифическое оружие” - это исследование, которое поставило своей целью
развенчать миф о Т-34 как о лучшем танке Второй Мировой и о его ключевой
роли в разгроме Третьего Рейха. Потратили на это авторы 500 с лишним
страниц в твердой обложке. Впрочем, не удивительно, что такой подход
снабжен соответствующими источниками – львиная доля снимков – это фотографии
солдат вермахта, и изображены на них, естественно, разбитые советские
танки. Думаю, не стоит пояснять, что стало бы с бравым “уберзольдатом”,
попробуй он сняться на фоне действующей и боеспособной “тридцатьчетверки”
с советским экипажем внутри. Те мне менее, польским авторам такой “научный”
подход по нраву. Я как-то заметил, что некоторые энтузиасты-любители
немецкой пропагандистской кинохроники Wochenschau тоже со временем начинают
считать, что Вермахт наступал вплоть до апреля 1945 года. С кем поведешься…
Однако о книге: если не обращать внимания на английский текст и подписи
к фото, то она дает новые для нашей темы 3D-проекции танкового интерьера
и большой объем снимков советских танков с боевыми повреждениями – интересная
тема для любого русскоязычного моделиста. Ведь глядя на обгоревшие родные
сердцу обводы, зритель, может быть, вспомнит и тех, кто погиб, и тех,
кто отомстил. Грустно только от того, что для инертного западного моделиста
яркая обложка и большой объем могут стать свидетельствами объективности
авторов, и тогда книга на долгие годы может изменить мнение о Т-34 за
границей. Однако отрадно и то, что некоторые иностранные специалисты
уже выразились по поводу излишней раздраженности ополчившихся на Т-34
авторов, упустивших очень важные моменты в развитии танка (author of
this volume is unduly harsh on the T-34, and misses out on several important
aspect of the tank’s development).
Филипп Эвелин “Забытые крылья”
Philippe Esvelin “Forgotten wings”. Hemidal. ISBN-2-84048-220-7
 
Книга на французском. Иными словами, это книга на малодоступном языке
о малоисследованной теме использования союзнических планеров во время
высадки в Нормандии. После выпускаемых различными производителями “вертушек”
в броневом 35-масштабе, европейский рынок замер в ожидании того, кто
первым из производителей выпустит Horsa или Waco 1:35. Резин-кит Horsa
в этом масштабе уже есть, но даже для британского моделиста 180 фунтов
– это дорого. Тема десантирования с выходом в свет пластиковых моделей,
таким образом, становится популярной и доступной для моделистов даже
с точки зрения отображения основных средств. Ожидания рынка выражаются
в том числе и в выходе таких вот книг: 168 страниц, твердая обложка.
Книга отбирает только американские высадки на полуострове Котантен (плюс,
малоизвестные действия десантников в Провансе), но рассказывает и о разработке
планеров (американцы использовали и Horsa, и Waco), о подготовке пилотов
и команд. Впрочем, это скорее историческое исследование: помимо фото
здесь есть карты, документы и даже письма.
Патрик Аге “Йохен Пайпер, командующий танковой дивизией Лейбштандарт”
Patrick Agte “Jochen Peiper, commander panzerregiment leibstandart”.
JJ Fedorowicz. ISBN-0-921991-46-0
Книга на 670 страниц в твердой обложке вышла в Канаде 7 лет назад, и
в этом смысле не является библиографической новинкой. Йохен (Йоахим)
Пайпер, еще в молодости стал командующим танковой дивизии СС “Лейбштандарт
Адольф Гитлер” сразу после битвы под Курском в июле 1943 года и прослыл
уважаемым человеком и хорошим солдатом среди своих подчиненных. Однако
книга начинает его биографию значительно раньше, фактически нам придется
прогуляться по его родословному древу вплоть до средних веков. Его военная
биография ведется с 1930 годов, когда он рос вместе с танковыми войсками
СС вплоть до суда в 1946 году, когда он был приговорен к смертной казни
за то, что его части участвовали в массовой резне американских парашютистов
во время Battle of the Bulge. Однако Пайпер вместо виселицы отсидел 11
лет в тюрьме Ландсберга и вышел на свободу под Рождество в 1956 году.
Он счастливо жил во Франции до 1976 года, когда погиб, пытаясь вопреки
воле поджигателей спасти документы из своего горящего дома. Нет ничего
интереснее, чем история человеческой жизни, вот и я немного увлекся,
а между тем книга содержит множество качественных снимков мотоциклов,
Krupp Protze, SdKfz251, SdKfz250, еще есть другие полугусеничники, штурмешутцы,
“четверки”, пантеры и, конечно Тигры.
По материалам журнала TMMI
|
 |
|